дымковская игрушка

23.12.2011

Тел./факс: (8332) 38-39-53
Открытие выставки Н.П. Борняковой 
«От поля и речки, до дома и печки…», посвященная 70-летию со дня рождения мастерицы дымковской игрушки
Родилась Нина Петровна Борнякова в декабре 1941 года в многодетной семье колхозников в заречной деревне Малая Субботиха Кировского района Кировской области. Рано осталась без отца и матери. Воспитанием Нины и её шестерых братьев занималась бабушка Анна Александровна.

В 1958 г. Нина Петровна написала заявление в ученицы и тогда она впервые увидела, как рождается из глины дымковская игрушка в руках работающей мастерицы. Легко сдав экзамен по лепке, она оказалась среди двадцати двух отобранных. С 1961 года началась активная 
выставочная деятельность Н.П. Борняковой. Постепенно начали складываться любимые темы, связанные с так хорошо знакомым мастерице сельским трудом.
 
Особое место в творчестве Н. П. Борняковой занял образ вятского мужика, уважение к которому воспитала в ней с детства мудрая бабушка. Тема защитника Родины решается Н. П. Борняковой не только в образе традиционного всадника на коне - «гусара», но и в сказочных, былинных и мифологических сюжетах: «Георгий Победоносец и Змей», «Богатыри», «Илья Муромец и Змей Горыныч» и другие. Сказки - ещё одно благодатная тема в творчестве мастерицы. Нина Петровна «сочиняет» свои сказочные сюжеты, рассказывая их добрым «дымковским» языком.
 
Так, возникают в руках у мастерицы небольшие композиции «Курочка Ряба», «Репка», «Крошечка - хаврошечка», «Царевна-лягушка и другие. Особой любовью мастерицы пользуется творчество А.С. Пушкина. Не раз обращалась мастерица к героям сказок А. С. Пушкина: «Через моря, через леса Колдун несёт Богатыря...», «Русалка на ветвях сидит...», «Лукоморье».

Удивительной чертой мастерицы является умение подмечать всё новое, хорошее, что происходит в жизни нашего города, страны, в судьбе своих современников. Эти композиции, созданные талантом мастерицы из глины и красок, рассказывают о явлениях и событиях недавнего прошлого, свидетелем и участником которых стала она само. Это сцены «Гулянье у городского
пруда», «Подкова счастья» и «Памяти Соломона Сахара.
Творческий подход характерен для мастерицы и в решении традиционных образов: индюков, нарядных барынь, парочек, крестьянок. Она первой слепила «Барыню с самоваром» как символ русского гостеприимства, а также создала образ «Учительница». В своих роботах Н. П. Борнякова отдает  предпочтение среднему и крупному размеру, весомым глиняным формам, декоративности цвета, гармоничному сочетанию в росписи крупного цветового пятна и геометрического орнамента. Она сохраняет «игрушечность» в хорошем смысле этого слова и в размере своих произведений, и в образ -
Народное мироощущение помогло Нине Петровне Борняковой создать свой удивительный игрушечный мир, где есть место Прошлому и Настоящему, где живет Добро и Мудрость, где истоками Красоты являются глубокие для автора понятия-символы: «ПОЛЕ», «РЕЧКА», «ДОМ», «ПЕЧКА». Мастерица полна творческих сил и энергии, новых замыслов. Она готова рассказывать миру через дымковскую игрушку о вечных ценностях жизни, которые были и будут во все времена.

Познакомиться с творчеством Борняковы Н.П. можно на выставке «От поля и речки, до дома и печки…» в музее «Дымковская игрушка: история и современность». Выставка пройдёт с 26 декабря 2011г. по апрель 2012 г.
© 2011, Союз художников России — Народный художественный промысел «Дымковская игрушка»