дымковская игрушка

Новости

09.03.2017 10:58
25 февраля 2017 года исполнилось 120 лет со дня рождения мастерицы дымковской игрушки Пенкиной Зои Васильевны.

ПЕНКИНА Зоя Васильевна родилась 25 февраля 1897 в д. Тихоны близ Уржума в крестьянской семье. В 1913 переехала в Вятку и вскоре вышла замуж за рабочего железной дороги В. Пенкина. С 1934 года начала учиться лепке и росписи дымковской игрушки у своей золовки Е.И. Пенкиной и художника А.И.Деньшина. В 1967 году стала членом СХ СССР, а также Лауреатом Государственной премии РСФСР им. Репина.

 

Почти сто лет прожила на свете Зоя Васильевна, человек удивительного душевного богатства. Большую часть жизни она щедро дарила своё творчество, делилась своими знаниями и опытом, с упоением, удовольствием и радостью «играя» в глиняные расписные игрушки.

Самостоятельно работать З.В. Пенкина стала в 1935 году. В 1938 году ей была присуждена премия Министерства просвещения РСФСР за композицию «Охота на волков».

 

 С конца 1960-х годов начинается настоящий расцвет в творчестве мастерицы. В это время она лепит не только традиционные одиночные игрушки, но и небольшие жанровые композиции: «Чаепитие», «Катание на санях», «Катание с ледяных горок», «Степан Разин, плывущий на ладье с дружиной по Волге» и многие другие. По сравнению с образами людей, З.В. Пенкина реже лепила отдельные фигурки зверей и птиц. Чаще она объединяла их в композиции («Семья оленей», «В лесу», «У колодца», «Скотный двор», «Русская зима»).

 

В 1961 году впервые появляется авторская композиция «Многодетная мать», где взятую за основу крупную фигуру крестьянки мастерица впервые окружила множеством детей, подарив новое осмысление традиционному образу. Спустя несколько лет Зоя Васильевна Пенкина возвращается к теме материнства в композиции «Большая семья».

Особым вниманием мастерицы пользовалась сказочная тема («Рукавичка», «Дед Мазай и зайцы», «Царевна-Лебедь», «Гуси-лебеди», «Колобок» и др.). С 1972 года Зоя Васильевна начинает создавать составные композиции из нескольких отдельных фигур или сюжетов, объединённых основной темой. Такие композиции, как «А мы просо сеяли», «Красная шапочка», «Волк и лиса» состояли из 2-4 фигур или отдельных сценок (сюжетов). В 1970-е годы появляются большие многофигурные композиции - «Уржумская ярмарка», созданная по воспоминаниям детства, и «Сказка о царе Салтане», состоящая из ста различных сюжетов из произведения А.С. Пушкина.

 

Многофигурная декоративная пластика Зои Васильевны Пенкиной — самобытная и неповторимая страница в истории дымковского искусства. Её талант индивидуален, хотя и вырос в недрах традиционного творчества. В нем выразилась яркая человеческая личность, сочетающая детское чистосердечие, доброту, непосредственность с жизненной мудростью. Сила и обаяние таланта позволяли мастерице вольно обращаться с канонами местного искусства, рождали убедительную эмоциональность её произведений. В росписи игрушек З.В.Пенкиной в разное время помогали дочь В.В. Киселева и внучка Р.Э.Пенкина.

 

Работы мастерицы хранятся во многих музейных собраниях страны. С отдельными произведениями З.В.Пенкиной вы можете познакомиться в экспозиции музея «Дымковская игрушка: история и современность»

 

Адрес: г. Киров, ул. Свободы, 67, 4 этаж.

 

© 2011-2017, Союз художников России — Народный художественный промысел «Дымковская игрушка»